Воинский учет в кадровом делопроизводстве
Воинский учет – это комплекс мероприятий, направленных на сбор, обработку и хранение информации о гражданах, подлежащих воинской обязанности, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете. Ведение воинского учета в организациях является обязательным.
1. Законодательная база:
- Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
- Федеральный закон от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне».
- Федеральный закон от 26.02.1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».
- Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 г. № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете».
- Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017).
- Приказ Министра обороны РФ от 22.11.2021 г. № 700 «Об утверждении Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета».
2. Категории граждан, подлежащих воинскому учету:
1. Граждане мужского пола в возрасте от 18 до 30 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
2. Граждане, пребывающие в запасе:
- уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;
- успешно завершившие обучение в военных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса и окончившие федеральные государственные образовательные организации высшего образования;
- успешно завершившие обучение в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса и окончивших указанные образовательные организации;
- не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
- не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии по достижении ими возраста 30 лет;
- не подлежавшие призыву на военную службу по достижении ими возраста 30 лет;
- не прошедшие военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 30 лет;
- уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленных на воинский учет в военных комиссариатах;
- прошедшие альтернативную гражданскую службу.
3. Граждане женского пола, имеющие военно-учетную специальность по направлениям:
- связь;
- вычислительная техника;
- оптические и звукометрические средства измерения и метеорология;
- медицина;
- полиграфия;
- картография.
3. Обязанности работодателя по ведению воинского учета:
- Постановка граждан на воинский учет. При приеме на работу работодатель обязан уточнить, состоит ли гражданин на воинском учете, и если нет – направить его в военкомат для постановки на учет.
- Оформление приказа об организации воинского учета в организации и назначении ответственного лица.
- Ознакомление работников с требованиями законодательства о воинской обязанности и военной службе.
- Сбор, обработка и хранение сведений о воинском учете работников.
- Ведение картотеки личных карточек формы Т-2, а также, с согласия граждан, выдача персональных электронных карт.
- Заполнение раздела II личной карточки работника по форме Т-2.
- Запрос у работника документов воинского учета (военный билет, удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, или временное удостоверение, выданное взамен военного билета) для сверки данных. Работодатель обязан проконтролировать, чтобы сотрудник встал на воинский учет и предоставил необходимые документы.
- Взаимодействие с военным комиссариатом по месту нахождения организации.
- Направление в военный комиссариат сведений об изменениях в воинском учете работников (изменение семейного положения, уровня образования, места жительства (пребывания), состояния здоровья, сведений о документах воинского учета, а также сведений об абонентском номере подвижной радиотелефонной связи (при наличии), о постановке на учет/снятии с учета в качестве индивидуального предпринимателя и т.д.) в 5-дневный срок со дня наступления таких изменений. Это делается как через личный контакт с военкоматом, так и через государственные информационные системы, например, портал Госуслуг.
- Составление и предоставление в военный комиссариат отчетов и списков по установленной форме:
- список граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, ежегодно до 1 ноября.
- сведения о гражданах, состоящих на воинском учете в организации, два раза в год, до 1 февраля и 1 июля.
- списки граждан, подлежащих призыву на военную службу, в сроки, установленные военным комиссариатом.
- Бронирование граждан, пребывающих в запасе, за организацией на период мобилизации и на военное время в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.03.2022 № 418.
- Оповещение работников о вызовах в военный комиссариат, обеспечение их своевременной явки по повесткам, а также сохранение за работниками места работы и среднего заработка на время их отсутствия в связи с исполнением воинской обязанности.
- Ознакомление работников с обязанностями по воинскому учету под подпись.
Число работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется с учетом норм, установленных постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 г. № 719:
а) 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, – при наличии на воинском учете менее 500 граждан;
б) 1 освобожденный работник – при наличии на воинском учете от 500 до 2000 граждан;
в) 2 освобожденных работника – при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 граждан;
г) 1 освобожденный работник на каждые последующие 3000 граждан, состоящих на воинском учете.
Малые предприятия, в которых таких подразделений нет, также обязаны организовать ведение учета, хотя это может выполняться кадровым специалистом или иным ответственным лицом.
Особую роль играют образовательные учреждения, так как они обязаны вести учет студентов, подлежащих призыву на военную службу. Высшие учебные заведения обязаны направлять в военкоматы сведения о студентах, обучающихся на дневных отделениях, и предоставлять информацию о достижении ими призывного возраста.
4. Особенности ведения воинского учета на современном этапе:
- Создание Реестра воинского учета – государственной информационной системы, содержащей сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.
- Введение электронных повесток – повестки военного комиссариата направляются в электронной форме гражданину в личный кабинет на Портале государственных и муниципальных услуг, а также размещаются в Реестре повесток.
- Временные меры для обеспечения явки по повестке – в отношении граждан, подлежащих призыву на военную службу, со дня размещения в отношении их повестки в Реестре повесток в качестве временной меры, направленной на обеспечение их явки по повестке, запрещается выезд из Российской Федерации.
5. Ответственность работодателя за нарушение правил воинского учета:
За нарушение требований законодательства по ведению воинского учета предусмотрена административная ответственность как для должностных лиц, так и для организаций в целом. Несвоевременная передача сведений в военные комиссариаты, неправильное оформление документов или отказ от предоставления информации может повлечь за собой штрафы и другие меры административного воздействия.
В соответствии с КоАП РФ (ст. 21.1-21.4):
- Непредставление в установленный срок в военный комиссариат списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц – от 350 до 400 тысяч рублей.
- Неоповещение граждан о вызове (повестке) военного комиссариата при поступлении, в том числе в электронной форме, таких вызовов (повесток) либо необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову (повестке) военного комиссариата влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц – от 350 до 400 тысяч рублей.
- Непредставление или несвоевременное представление должностными лицами государственных органов или организаций сведений, необходимых для ведения воинского учета влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 тысяч рублей.
Для граждан, уклоняющихся от воинского учета, также предусмотрена ответственность, вплоть до уголовного наказания в случае сознательного уклонения от призыва или мобилизации.
6. Особенности учета в период мобилизации
В случае объявления мобилизации обязанности организаций по ведению воинского учета значительно расширяются. В этот период воинский учет становится центральной задачей для кадровых служб, так как требуется оперативное предоставление сведений в военные комиссариаты, а также организация явки сотрудников по мобилизационным повесткам.
Во время мобилизации организации обязаны информировать военные комиссариаты о всех изменениях, касающихся сотрудников, подлежащих мобилизации, включая сведения о состоянии здоровья и наличии отсрочек от призыва. Кадровые службы должны обеспечить строгий контроль за исполнением гражданами своих обязанностей по мобилизации, а также оперативно передавать полученные повестки.
7. Рекомендации по ведению воинского учета в организации:
- Регулярно сверяйте данные воинского учета с документами работников.
- Своевременно направляйте в военный комиссариат информацию об изменениях в воинском учете.
- Ознакомьтесь с Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях.
- Обратитесь в военный комиссариат за консультацией, если у вас возникли вопросы по ведению воинского учета.
8. Типичные ошибки:
- отсутствие приказа об организации воинского учета в организации;
- несвоевременное предоставление сведений в военный комиссариат;
- неправильное заполнение личных карточек работников по форме Т-2;
- неознакомление работников с их обязанностями по воинскому учету.
9. Автоматизация воинского учета:
Для удобства ведения воинского учета можно использовать специальные программы. Они позволяют автоматизировать процесс сбора, обработки и хранения сведений о воинском учете, формировать отчеты, взаимодействовать с военным комиссариатом в электронном виде.
- Комментарии
- Вконтакте